Тема: «Зима (обобщение)» (задания с 27.01.2025 по 02.02.2025)
1. Активизация предметного словаря
Родителям рекомендуется повторить с ребенком лексический материал по темам: «Зима (явление природы)», «Зимние забавы», «Зимующие птицы». Побеседовать с ребенком о том, какое сейчас время года, напомнить ему названия времен года, уточнить последовательность смены времен года, закреплять названия зимних месяцев, вспомнить признаки зимы (выпал снег, стало холодно, день короткий, а ночь длинная, солнце греет слабо, люди оделись в теплую зимнюю одежду…)
1.Обогащение словаря признаков
Д/у «Какой - какая?» Снег (какой?) – белый, скрипучий, пушистый, сверкающий, мягкий, холодный, грязный, мокрый, липкий, легкий, блестящий, серебристый, падающий (мороз, сосулька, ветер, лед, зима, снеговик, снежинки)
Д/у «Какой - какая?» Снеговик (какой?) – снежный, холодный, круглый, белый; санки – железные, деревянные, скользкие, быстрые… (лыжи, клюшка, коньки, снежок, горка)
Д/у «Какой - какая?» Ворона (какая?) – серая, черная, большая, хитрая… (снегирь, сорока, воробей, дятел, голубь)
Д/у «Скажи одним словом» У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая. У сороки длинный хвост,… У синицы грудка желтая,… У вороны черные крылья,… У дятла длинный клюв,…
Д/у «Чей, чья, чьи?» У воробья голова – воробьиная, хвост – воробьиный, клюв – воробьиный, крылья – воробьиные (по образцу: у вороны, голубя)
Обогащение глагольного словаря
Д/у «Подбирай, называй, запоминай».
Снежинки зимой (что делают?) – падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают (лед, мороз, дети на зимней прогулке, метель).
Дети на зимней прогулке (что делают?) – играют в снежки, катаются на санках, на лыжах, на ледянках и т.п. (санки, лыжи, коньки)
Воробей (что делает?) – чирикает, летает, прыгает, скачет, клюет, перелетает, улетает…и т.п. с другими птицами.
2. Грамматический строй речи
Д/у «Назови ласково» Снег-снежок, лед-ледок, мороз-морозец, зима-зимушка, метель-метелица, холод-холодок (ветер, солнце, санки, дерево, звезда, день, ночь), коньки – конёчки, шайба – шайбочка, каток – каточек, лед – ледок, ледянки – ледяночки, клюшка – клюшечка, снеговик – снеговичок, горка – горочка. Воробей – воробышек, воробьишко; снегирь – снегирек, клюв – клювик, крыло – крылышко и т.д.
Д/у «Посчитай» Снежинка, сосулька, зима, месяц, снеговик, горка, клюшка, шайба, забава, снежок, ворона, синица, сорока…
3. Развитие связной речи. Вспомнить стихотворение.
Я катаюсь на коньках, разгорелись ушки!
Рукавички на руках, шапка на макушке!
Раз, два – чуть не поскользнулся,
Раз, два – чуть не кувыркнулся.
Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех!
Дети все на лыжи встали и по снегу побежали.
Покатились санки вниз – крепче, девочка, держись!
Ты, сиди, не упади – там канавка впереди.
Надо ездить осторожно, а не то разбиться можно!
4. Фонетика. Дифференциация гласных и согласных звуков.
Вспомнить правило: звук мы говорим и слышим, а букву мы видим, пишем и читаем.
Вместе с ребенком вспомнить гласные звуки (А, О, У, И, Ы, Э, Е, Ё, Ю, Я), вспомнить, что гласные звуки произносятся голосом, без преграды, их можно долго петь, обозначают их красным кружком.
Д/у «Узнай звук». Взрослый по беззвучной артикуляции просит определить и назвать звуки: а у и о ы а и у и о ы.
Д/у «Продолжи слово» Взрослый называет первый звук и просит сказать слово: а..рбуз, у..тка, о..сень, и..грушка, о..блако, у..тюг и т.д.
Д/у «Отгадай звук» Ребенок должен сказать, какой гласный звук он слышит в середине слова: дом, мак, лук, сок, дым, кит, кот, бак, шут, мышь…
Вспомнить согласные звуки (М, Н, П, Т, С, К, Х, З), вспомнить, что согласные звуки произносятся с преградой (язычок, губы, зубы), коротко, их нельзя петь. Согласные бывают звонкие и глухие (в зависимости от работы «горлышка»), обозначают согласные синим кружком.
Д/у «Звуковые бусы» Взрослый простым карандашом рисует «ниточку», затем называет слово, ребенок определяет первый звук и рисует на ниточке кружок: красный, если звук гласный; синий, если звук согласный.